Доступная среда

«Доступная среда» – государственная программа, призванная облегчить жизнь людей с инвалидностью и маломобильных граждан, и предоставить им возможность максимально интегрироваться в общество (утверждена постановлением Правительства РФ от 29 марта 2019 г. No 363).

 

 

 

Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:

— по адресу ул. Энтузиастов, д.9, основное здание МБОУ СОШ №7 СУИОП (корпус 1):

Обучающиеся в школе дети-инвалиды по специфике своих заболеваний не требуют обучения в специально оборудованных кабинетах и лабораториях, обучаются по общеобразовательным программам. Отсутствуют запросы со стороны потребителей образовательных услуг — со стороны родителей (законных представителей) по предоставлению данного вида услуг.

  • об оборудовании прилегающей к школе территории:
  • вход в здание оборудован кнопкой вызова персонала для оказания помощи обучающимся (родителям, законным представителям, другим участникам образовательного процесса);
  • главный вход в здание оборудован безбарьерным доступом в помещение школы — имеется пандус для инвалидов-колясочников, ступеньки крыльца оборудованы поручнями.

— ширина дверных проемов центрального входа в Школу позволяет осуществить свободный вход инвалидов-колясочников.

— Имеются выделенные стоянки для автотранспортных средств инвалидов.

  • об обеспечении беспрепятственного доступа в здание образовательной организации:

— в соответствии с Порядком обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 №1309, на основании материалов, подготовленных при процедуре паспортизации объектов и услуг, утвержден Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры согласно которому объект признан полностью доступным для всех категорий инвалидов.

  • о специально оборудованных учебных кабинетах: 

— доступность учебных кабинетов для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – избирательная, условная (с дополнительной помощью), кроме кабинетов первого этажа, где доступность полная для всех категорий инвалидов. Для работы с учащимися с ОВЗ оборудован зонированный кабинет педагога-психолога; на уровне начального общего образования обучаются двое учащихся по разработанным для них  адаптированным программам. Обучающиеся в школе дети-инвалиды по специфике своих заболеваний не требуют обучения в специально оборудованных учебных кабинетах, обучаются по общеобразовательным программам. Отсутствуют запросы со стороны потребителей образовательных услуг — со стороны родителей (законных представителей) по предоставлению данного вида услуг.

  • об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: 
  • доступность учебных кабинетов (помещений, объектов) для проведения практических занятий для инвалидов и лиц с ОВЗ не требуется, имеющиеся в школе инвалиды обучаются по общеобразовательным программам, имеющаяся доступность для инвалидов-колясочников в лаборатории на втором и третьем этажах здания школы избирательная, условная (с дополнительной помощью). Обучающиеся в школе дети-инвалиды по специфике своих заболеваний не требуют обучения в специально оборудованных кабинетах и лабораториях, обучаются по общеобразовательным программам. Отсутствуют запросы со стороны потребителей образовательных услуг — со стороны родителей (законных представителей) по предоставлению данного вида услуг.
  • о библиотеке, приспособленной для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: 
  • имеющаяся доступность для инвалидов-колясочников в библиотеку на втором этаже здания школы  избирательная, условная (с дополнительной помощью). Обучающиеся в школе дети-инвалиды по специфике своих заболеваний не требуют наличия специально оборудованной библиотеки, обучаются по общеобразовательным программам. Отсутствуют запросы со стороны потребителей образовательных услуг — родителей (законных представителей) по предоставлению данного вида услуг.
  • об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: 
  • оборудование, проходы в большой и малый спортивные залы со стороны рекреации второго и третьего этажей приспособлены для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата — инвалидов-колясочников и лиц с ограниченными возможностями здоровья; ширина дверных проемов входов в спортзал позволяет осуществить свободный вход инвалидов-колясочников.
  • На территории школы оборудован современный спортивный городок – плоскостное сооружение в которое входят: футбольное поле, волейбольная и баскетбольная комбинированная площадка, площадка для игры в бадминтон, силовой и гимнастический блок. Доступность инвалидов и лиц с ОВЗ на спортивное плоскостное сооружение полная.
  • о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: 
  • Обучающиеся в школе дети-инвалиды по специфике своих заболеваний не требуют наличия специальных средств обучения и воспитания, обучаются по общеобразовательным программам. Отсутствуют запросы со стороны потребителей образовательных услуг — родителей (законных представителей) по предоставлению данного вида услуг. Тем не менее в школе на уровне начального общего образования в учебных кабинетах имеются специальные средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями. Для работы с детьми с особыми образовательными потребностями на уровне начального общего образования создана коррекционно-развивающая среда, в которой имеются интерактивные парты-комплексы, позволяющие осваивать программу по всем предметам и курсам внеурочной деятельности с использованием видео и аудио наглядности с возможностью индивидуальной проверки выполненных заданий учителем (в количестве 12 штук).
  • о специальных условия питания обучающихся: раздел на сайте «Организация питания в ОУ»
  • доступность школьной столовой для инвалидов и лиц с ОВЗ полная. Столовая расположена на первом этаже здания школы. Обучающиеся в школе дети-инвалиды по специфике своих заболеваний не требуют наличия специальных условий, средств и диеты питания, обучаются по общеобразовательным программам. Отсутствуют запросы со стороны потребителей образовательных услуг — родителей (законных представителей) по предоставлению данного вида услуг.
  • о специальных условиях охраны здоровья: 
  • охрана здоровья инвалидов и лиц с ОВЗ организуется (при их наличии) в соответствии с рекомендациями врачей и действующим законодательством. В настоящее время в школе обучаются учащиеся, которые отнесены к подготовительной и специальной группам здоровья, но не требуют специальных условий охраны здоровья, кроме ограничений по программе урока физическая культура. Отсутствуют запросы со стороны потребителей образовательных услуг — родителей (законных представителей) по предоставлению данного вида услуг.
  • о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: 
  • на сайте школы есть функция «для слабовидящих».

Доступ к информационно-телекоммуникационной сети обеспечен всем обучающимся и другим участникам образовательного процесса, в том числе инвалидам и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся в школе дети-инвалиды по специфике своих заболеваний не требуют наличия специальных средств доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, обучаются по общеобразовательным программам. Отсутствуют запросы со стороны потребителей образовательных услуг — родителей (законных представителей) по предоставлению данного вида услуг.

Имеющаяся доступность для инвалидов-колясочников в компьютерные классы на третьем  этаже здания школы  избирательная, условная (с дополнительной помощью), так как по типовому проекту внутри здания не предусмотрены пандусы и лифты. Тем не менее на первом этаже оборудован компьютерами кабинет «Детский Технопарк», что позволяет использовать его детям-инвалидам при необходимости. В вестибюле здания школы сразу у главного входа оборудована навигационная панель для инвалидов по зрению с использованием шрифта Брайля, также на дверях ряда помещений, в частности, санитарных узлов прикреплены тактильные таблички.

  • о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования:
  • оборудование и технические средства в учебных кабинетах не приспособлены для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата. Обучающиеся в школе дети-инвалиды по специфике своих заболеваний не требуют наличия специальных средств обучения коллективного и индивидуального пользования, обучаются по общеобразовательным программам. Отсутствуют запросы со стороны потребителей образовательных услуг — родителей (законных представителей) по предоставлению данного вида услуг.  Для обеспечения доступности услуг для всех категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья возможна организация альтернативной формы предоставления образовательных услуг — индивидуального обучения/обучения на дому.

В вестибюле на первом этаже здания оборудован санузел, доступный для посещения инвалидов-колясочников.

  • о наличии общежития, интерната (жилых помещений в интернате) приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
  • В школе №7 общежитие и интернат не предоставляются. Обучающиеся в школе дети-инвалиды по специфике своих заболеваний не требуют наличия общежития, интерната (жилых помещений в интернате), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, обучаются по общеобразовательным программам. Отсутствуют запросы со стороны потребителей образовательных услуг — родителей (законных представителей) по предоставлению данного вида услуг.

Для обеспечения доступа на объект и для оказания услуг маломобильным гражданам, необходимая дополнительная помощь оказывается силами сотрудников учреждения. Разработаны правила обслуживания и обеспечения безопасности посетителей с ограниченными возможностями здоровья и систематически в соответствии с планом проводится инструктаж о правилах взаимодействия и обслуживания инвалидов.

 

Структурное подразделение МБОУ СОШ №7 СУИОП Дошкольное отделение «Детский сад Сказка»

В Структурном подразделении Школы №7 – Дошкольном отделении Детском саду «Сказка» функционируют 2 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. В группах реализуется адаптированная основная образовательная программа. На каждого ребенка разработан индивидуальный образовательный маршрут.

Для работы с детьми с особыми образовательными потребностями создана коррекционно-развивающая среда, в которой имеются  средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ: кабинет педагога-психолога, кабинет учителя-логопеда, темная сенсорная комната, кабинет сенсомоторного развития. Имеется специально оборудованное санитарно-гигиеническое помещение.

Потребность введения в штат сурдопереводчика, тьютора отсутствует. Дистанционное обучение и обучение на дому не проводится по причине отсутствия потребности.

В целях обеспечения доступности услуг для инвалидов разработан Паспорт доступности, согласно которому объект признан частично-доступным для всех категорий инвалидов.

В СП ДО ДС «Сказка» разработаны правила обслуживания и обеспечения безопасности посетителей с ограниченными возможностями здоровья и систематически в соответствии с планом проводится инструктаж о правилах взаимодействия и обслуживания инвалидов.

Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:

— по адресам: ул. Энтузиастов, д. 13 (корпус 2),  ул. 9 Мая, д.9(корпус 3),   ул. 9 Мая, д.7(корпус 4):

В основной массе воспитанники — инвалиды по специфике своих заболеваний не требуют наличия специальных условий нахождения в здании корпусов СП ДО «ДС Сказка». Отсутствуют запросы со стороны потребителей образовательных услуг — родителей (законных представителей) по предоставлению данного вида услуг.

об оборудовании прилегающей территории:

  • вход в здания оборудован кнопкой вызова персонала для оказания помощи воспитанникам (родителям, законным представителям, другим участникам образовательного процесса);
  • главный вход в здания оборудован безбарьерным доступом в помещение корпуса — имеется пандус для инвалидов-колясочников, ступеньки крыльца оборудованы поручнями.

— ширина дверных проемов центрального входа в здание корпусов  позволяет осуществить свободный вход инвалидов-колясочников.

— Пути эвакуации, обозначены контрастной маркировкой.

— Имеются выделенные стоянки для автотранспортных средств инвалидов.

  • об обеспечении беспрепятственного доступа в здание образовательной организации:

— в соответствии с Порядком обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 №1309, на основании материалов, подготовленных при процедуре паспортизации объектов и услуг, утвержден Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры согласно которому объект признан объект признан частично-доступным для всех категорий инвалидов.

о специально оборудованных учебных кабинетах – игровых комнатах, спальнях: 

— доступность кабинетов — игровых комнат, спален для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – избирательная, условная (с дополнительной помощью), кроме первого этажа, где доступность полная для всех категорий инвалидов. Воспитанники дети-инвалиды по специфике своих заболеваний не требуют организации деятельности в специально оборудованных кабинетах, игровых, спальнях; обучаются по общеобразовательным программам. Отсутствуют запросы со стороны потребителей образовательных услуг — со стороны родителей (законных представителей) по предоставлению данного вида услуг.

  • об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: 

— доступность (помещений, объектов) для проведения практических занятий для воспитанников-инвалидов и лиц с ОВЗ не требуется – не предусмотрена программой дошкольного образования.

  • о библиотеке, приспособленной для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: 
  • доступность для воспитанников инвалидов-колясочников в библиотеку не предусмотрена программой дошкольного образования.
  • об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: 
  • оборудование, проходы в спортивные залы приспособлены для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата — инвалидов-колясочников и лиц с ограниченными возможностями здоровья; ширина дверных проемов входов в спортзал позволяет осуществить свободный вход инвалидов-колясочников.
  • о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: 
  • Воспитанники дети-инвалиды по специфике своих заболеваний не требуют наличия специальных средств обучения и воспитания, обучаются по общеобразовательным программам. (кроме групп с нарушением речи). Отсутствуют запросы со стороны потребителей образовательных услуг — родителей (законных представителей) по предоставлению данного вида услуг.

о специальных условия питания обучающихся

  • доступность столовой для воспитанников-инвалидов и лиц с ОВЗ полная. Столовая расположена на первом этаже здания корпусов структурного подразделения. Воспитанники дети-инвалиды по специфике своих заболеваний не требуют наличия специальных условий, средств и диеты питания. Отсутствуют запросы со стороны потребителей образовательных услуг — родителей (законных представителей) по предоставлению данного вида услуг.
  • о специальных условиях охраны здоровья: 
  • охрана здоровья инвалидов и лиц с ОВЗ организуется (при их наличии) в соответствии с рекомендациями врачей и действующим законодательством. В настоящее время в СП ДО ДС «Сказка» обучаются воспитанники, которые не требуют специальных условий охраны здоровья, кроме ограничений по программе физическая культура и дополнительных занятий с логопедом-дефектологом. Отсутствуют запросы со стороны потребителей образовательных услуг — родителей (законных представителей) по предоставлению данного вида услуг.
  • о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: 
  • на сайте школы есть функция «для слабовидящих». Доступ к информационно-телекоммуникационной сети в виде официального сайта обеспечен всем участникам образовательного процесса. Доступ к информационно-телекоммуникационной сети воспитанникам не предусмотрен по программе дошкольного образования.
  • о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования:
  • Воспитанники дети-инвалиды по специфике своих заболеваний не требуют наличия специальных средств обучения коллективного и индивидуального пользования, обучаются по общеобразовательным программам. Отсутствуют запросы со стороны потребителей образовательных услуг — родителей (законных представителей) по предоставлению данного вида услуг.
  • о наличии общежития, интерната (жилых помещений в интернате) приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
  • В школе №7 общежитие и интернат не предоставляются. Воспитанники дети-инвалиды по специфике своих заболеваний и возраста не требуют наличия общежития, интерната (жилых помещений в интернате), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, обучаются по общеобразовательным программам. Отсутствуют запросы со стороны потребителей образовательных услуг — родителей (законных представителей) по предоставлению данного вида услуг.

Для обеспечения доступа на объект и для оказания услуг маломобильным гражданам, необходимая дополнительная помощь оказывается силами сотрудников учреждения. Разработаны правила обслуживания и обеспечения безопасности посетителей с ограниченными возможностями здоровья и систематически в соответствии с планом проводится инструктаж о правилах взаимодействия и обслуживания инвалидов.

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья в школе имеется ограниченная возможность организации образовательного процесса: пандус на крыльце центрального входа в здание, расширенные дверные проемы, столовая и туалетная комната адаптированная для лиц с ОВЗ расположены на 1 — ом этаже. Спортивный зал, библиотека с книгохранилищем, актовый зал, специализированные кабинеты физики, химии, биологии, математики, информатики расположены на 2-ом и 3-ем этажах. Лифт в здании школы отсутствует.

 

 

 

 

 

 

 

 


  • Электронно-образовательные ресурсы для инвалидов и лиц с ОВЗ

Полезные ссылки
http://www.mon.gov.ru — Министерство образования и науки Российской Федерации
http://www.uznai-prezidenta.ru — Детский сайт Президента Российской Федерации
http://www.ege.edu.ru — Портал информационной поддержки ЕГЭ
https://sites.google.com/site/kafedrakorrekcionnojpedagogiki — Информационно-методическое обеспечение обучения детей с ОВЗ
https://www.uchmet.ru/library/material/252049/134859 — АННОТИРОВАННЫЙ СПРАВОЧНИК ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
http://fgos-ovz.herzen.spb.ru — Сайт поддержки введения ФГОС ОВЗ
http://ovz.ipk74.ru — сайт для родителей особых детей
http://www.eidos.ru/olymp — Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады
http://www.rusolymp.ru — Всероссийская олимпиада школьников
http://www.olympiads.ru  — Олимпиадная информатика
http://www.en.edu.ru  — Естественнонаучный образовательный портал
http://www.school.edu.ru  — Российский общеобразовательный портал
http://www.vidod.edu.ru  — Федеральный портал «Дополнительное образование детей»
http://vschool.km.ru  — Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
http://www.ege.ru  — Сайт информационной поддержки ЕГЭ в компьютерной форме
http://www.nachalka.info  — Начальная школа Уроки Кирилла и Мефодия
http://www.nachalka.com  — Начальная школа детям, родителям, учителям
http://www.school-collection.ru  — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.edu.ru  — Федеральный портал «Российское образование»
Русский язык
http://school-collection.edu.ru/collection  — Единая коллекция ЦОР
http://www.fipi.ru  — Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ)
http://www.rustest.ru  — Федеральный центр тестирования
Литература
http://school-collection.edu.ru/collection  — Единая коллекция ЦОР
http://www.classic-book.ru  — Электронная библиотека классической литературы
http://ilibrary.ru  — Интернет-библиотека Алексея Комарова
История
http://rushistory.stsland.ru  — История России с древнейших времен до наших дней
http://www.museum.ru  — Музеи России
http://www.fipi.ru  — Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ)
http://www.rustest.ru  — Федеральный центр тестирования
http://grandwar.kulichki.net  — Дедовские войны — Рассказы о военных конфликтах Российской Империи
http://www.hist.ru  — История — Исторический альманах «Лабиринт Времен»
http://www.historia.ru  — Мир Истории — Российский электронный журнал
http://www.shm.ru  — Сайт Государственного Исторического Музея
http://hronos.km.ru  — Проект «ХРОНОС» — всемирная история в Интернете
http://lants.tellur.ru/history  — Отечественная история
Обществознание
http://school-collection.edu.ru/collection  — Единая коллекция ЦОР
http://www.fipi.ru  — Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ)
http://www.rustest.ru  — Федеральный центр тестирования
Право
http://www.ur-library.info  — Большая юридическая библиотека
http://www.hro.org  — Права человека в России
Иностранные языки
http://school-collection.edu.ru/collection  — Единая коллекция ЦОР
http://vse-uroki.ru  — Все уроки
http://www.english-to-go.com  — Английский для учителей и учащихся
http://artefact.lib.ru  — Артефакт — сайт в помощь изучающим иностранные языки
http://english4all.ru/news.php  — Английский язык для всех
http://englishhome.narod.ru  — Учим английский вместе
http://www.english.language.ru  — Сервер, посвященный изучению английского языка в России и за рубежом
Физика
http://genphys.phys.msu.ru  — Кафедра общей физики физфака МГУ им. М.В.Ломоносова: учебные пособия, физический практикум, демонстрации
http://www.fizika.ru  — Физика.ру: сайт для преподавателей и учащихся
http://fizmir.org  — Мир Физики
http://irodov.nm.ru/education.htm  — Сборники задач по физике с примерами и решениями
Математика
http://school-collection.edu.ru/collection/matematika  — Материалы по математике в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
http://www.uztest.ru  — ЕГЭ по математике: подготовка к тестированию
http://www.maht-on-line.com  — Занимательная математика — школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике)
http://www.mathkang.ru  — Международный математический конкурс «Кенгуру»
http://http://ege2011.mioo.ru  — Московский институт открытого образования, система СтатГрад
Информатика и ИКТ
http://ii.metodist.ru — Информатика и информационные технологии: сайт лаборатории информатики МИОО
http://www.compute-museum.ru  — Виртуальный компьютерный музей
http://inf.1september.ru  — Газета «Информатика» издательского дома «Первое сентября»
http://www.klyaksa.net  — Информатика в школе. Компьютер на уроках
http://kpolyakov.newmail. — Методические материалы и программное обеспечение для школьников и учителей: сайт К.Ю. Полякова
http://prohod.org  — Язык программирования ЛОГО
http://www.vbkids.narod.ru  — Visual Basic для детей
Биология и Экология
http://www.nature.ru  — «Научная сеть»
http://school.holm.ru/predmet/bio  — Школьный мир: Биология
http://flower.onego.ru  — Энциклопедия декоративных садовых растений
http://www.deol.ru/culture/museum/zoom/  — «Зоологический музей МГУ»
http://www.anatomus.ru  — Анатомия человека в иллюстрациях
http://www.rs463.narod.ru/add/vrednie_privichki.htm  — Все о вредных привычках
http://www.greenpeace.ru  — Сайт экологической организации «Greenpeace»
http://www.nature.ok.ru/mlk_nas.htm  — Редкие и исчезающие животные России, занесенные в Красную книгу, а также их фотографии, рисунки, аудиофайлы — записи голосов, видеосюжеты
http://college.ru/biology  — Биология на сайте «Открытый Колледж»
http://nrc.edu.ru/est  — Концепции современного естествознания
http://www.priroda.ru  — Природа России
http://www.informika.ru/text/database/biology  — Учебный курс «Биология»
Химия
http://school-collection.edu.ru/collection  — Единая коллекция ЦОР
http://mendeleev.jino-net.ru  — Периодический закон Д.И. Менделеева и строение атома
http://rushim.ru/books/books.htm  — Электронная библиотека по химии
http://home.uic.tula.ru/~zanchem  — Занимательная химия
http://www.alhimik.ru  — АЛХИМИК
http://www.alhimikov.net  — alhimikov.net
http://www.schoolchemistry.by.ru  — Школьная химия
http://www.novedu.ru/sprav.htm  — Справочник по химии
География
http://www.fmm.ru  — Минералогический музей им. Ферсмана
http://vse-uroki.ru  — Все уроки
http://mirkart.ru  — Мир карт
http://www.geosite.com.ru/index.php  — GeoSite — Все о географии, странах
http://rgo.ru/geography  — Географическая энциклопедия
Другие ресурсы, касающиеся здоровья, безопасности и образования детей
http://freesoft.ru  — Свободное программное обеспечение
http://www.wiki.ru  — Энциклопедия Wiki.ru
http://www.eurekanet.ru  — Инновационная образовательная сеть «Эврика»
https://www.culture.ru  — Культура.РФ — Портал культурного наследия, традиций народов России